Category: религия

Category was added automatically. Read all entries about "религия".

Падшее естество

Мертвящий механизм необходимости начался от грешной, падшей свободы живых существ. Природа – органическая иерархия живых существ. Сама материальность природы есть лишь воплощение, объективация живых существ, духов разных иерархических ступеней. Но та материальность, которую отлично исследует наука, есть не только воплощение живого духа, она есть также отяжеление, сковывание и порабощение духа, на ней лежит роковая печать падения, погружения в низшие сферы. Человек – микрокосм, высшая, царственная ступень иерархии природы как живого организма. Человек-микрокосм ответствен за весь строй природы, и то, что в нем совершается, отпечатлевается на всей природе. Человек живит, духотворит природу своей творческой свободой и мертвит, сковывает ее своим рабством и падением в материальную необходимость. Падение высшего иерархического центра природы влечет за собой падение всей природы, всех низших ее ступеней. Вся тварь стенает и плачет и ждет своего освобождения. Омертвение природы и та дурная ее материализация, в силу которой все существа мира попали во власть необходимости и не находят выхода из состояния ограниченности, все пошло от падения человека, от дурного перемещения иерархического центра природы. Степень ответственности за то состояние, в котором находится омертвевшая природа, зависит от степени свободы и иерархического места в космосе. Всего более ответствен человек, и всего менее ответственны камни. Царь ответственнее, чем последний из его подданных. Падение человека и последовавшая за ним утеря царственной свободы и погружение в низшие сферы необходимости лишили человека его места в природе и поставили его в рабскую зависимость от низших сфер природной иерархии. Collapse )

* * *

Родине

В годины праздных испытаний,
В годины мертвой суеты -
Затверденей алмазом брани
В перегоревших углях - Ты.

Восстань в сердцах, сердца исполни!
Произрастай, наш край родной,
Неопалимой блеском молний,
Неодолимой купиной.

Из моря слез, из моря муки
Судьба твоя - видна, ясна:
Ты простираешь ввысь, как руки,
Свои святые пламена -

Туда, - в развалы грозной эры
И в визг космических стихий, -
Туда, - в светлеющие сферы,
В грома летящих иерархий.

Collapse )

Хочу

Хочу густого духа
Сосны, берез и елей.
Хочу, чтоб пели глухо
Взвывания метелей.
Пастух пространств небесных,
О ветер далей русских,
Как здесь устал я в тесных
Чертах запашек узких.
Давно душа устала
Не видеть, как цветками
Дрема владеет ало
Безмерными лугами.
Пойти по косогору,
Рекою многоводной,
Молиться водам, бору,
Земле, ни с чем не сходной.
Узнай все страны в мире,
Измерь пути морские,
Но нет вольней и шире,
Но нет нежней - России.
Все славы - мне погудки.
В них душно мне и вязко.
Родные незабудки -
Единственная сказка.
Ребячьи мне игрушки -
Красоты, что не наши.
Напев родной кукушки -
Вино бездонной чаши.
Collapse )

Пророки и Сивиллы

Размещение Сивилл, то есть языческих прорицательниц, в одном ряду с ветхозаветными пророками свидетельствует о верности Микеланджело неоплатонической традиции, в которой он был воспитан еще в садах Медичи, где члены Платоновской Академии во главе со священником Марсилио Фичино всерьез обсуждали перспективы канонизации Платона и Сократа в лике ветхозаветных пророков, а на святой мессе зачитывали отрывки из античных сочинений.

Пророк Даниил




Collapse )

Темпьетто Альберти

Впервые в искусстве ренессанса мечта о идеальном здании была реализована Альберти в построенной им по заказу Джованни Ручеллаи капелле Санта-Сеполькро при церкви Сан-Панкрацио, внутри которой он создал миниатюрный Храм Гроба Господня по образцу кувуклии в одноименном храме Иерусалима, переосмысленному в соответствии с принципами золотого сечения и обновленной классической архитектуры. И хотя это сооружение, вопреки преобладавшему представлению о идеальном здании, нельзя считать центрическим, каждая деталь, как и вся композиция, тщательно математически выверена, и что-либо убавить или прибавить невозможно.


Общий вид капеллы:




Collapse )

Иконография Спасителя в живописи итальянского треченто

Хочу провести небольшое исследование, вдохновившись бывшей недавно в уважаемом нами журнале http://mmekourdukova.livejournal.com/ интересной дискуссией на тему развития иконографии в 14 веке на Востоке и на Западе, когда, судя по представленным в нескольких постах подборкам изображений Христа, сравнение оказалось не в пользу европейского ренессанса. Важным условием отбора изображений было его центральное положение, подразумевающее не иллюстрации к евангельским событиям, а изображения Христа во славе или благословляющего с Евангелием. И действительно, так кажется на первый взгляд при сравнении палеологовской Византии, где таковые изображения занимают в храмах центральное место в апсидах, куполах, деисусном чине и т.п., с Италией, где в центре внимания становятся либо изображения Мадонны с младенцем, либо сцены распятия и оплакивания.
На самом же деле тип Христа Пантократора продолжал существовать и на западе и даже при вполне центральном положении, только стал меньше выделяться с течением времени.

Collapse )


Джованни да Милано




Никколо ди Пьетро Джерини




Collapse )
pollaiolo

История Иова

Cтрадания праведника в музыкальной интерпретации композитора-священника Джакомо Кариссими (1605-74) для постановки в церкви. В ответ на демонские искушения Иов воспевает арии, где главным лейтмотивом звучат слова "sit Nomin Domini benedictum" - да будет имя Господне благословенно.

Piero della Francesca

Пьеро делла Франческа - возможно, самый узнаваемый из художников кватроченто.
Выработанный им уникальный стиль предвосхитил предельную размеренность классицизма,
причем задал в этом направлении планку, которую уже никто не смог повысить.
Возможно, в этом ему помогло увлечение математикой, и вообще, в соответствии духу времени,
он был натурой весьма разносторонней, писал научные трактаты,
участвовал в общественно-политической и церковной жизни, был городским советником,
возглавлял духовное братство Св. Варфоломея,
и успел поработать при дворах многих сильных мира сего, в частности герцогов Римини и Урбино.





Collapse )

Гений и Святость

Ответ на вопрос о совместимости этих двух начал значительно более очевиден, нежели в случае гения и злодейства. Достаточно примера Фра Анжелико, крупнейшего мастера кватроченто, создателя живописи света, оплота самых прогрессивных веяний, гения, значение которого для становления высокого возрождения трудно переоценить, и в то же время - смиренного доминиканского монаха, писавшего образы стоя на коленях, отказавшегося от возведения на епикопскую кафедру Флоренции, прославившегося святостью еще при жизни, и официально канонизированного в лике святых.

Надо сказать, среди великих живописцев ренессанса не так много лиц священнического сана, как среди литераторов, композиторов или ученых - видимо, в связи с тем, что изобразительное искусство имеет, помимо интеллектуальной, значительную ремесленную составляющую, то есть требует особых затрат времени и полной отдачи, что трудно совместимо с богослужебной деятельностью. Насколько же велик должен быть тот, кто сумел все это в себе сочетать, и достичь совершенства и в том и в другом!



Алтарь «Благовещение», 1430-е




Collapse )

Vasco Fernandes

Живопись Португалии в отличие от архитектуры тяготела к традициям северного возрождения.
Крупнейшим мастером эпохи мануэлино считается Вашку Фернандиш (1475 - 1542),
в основе его творчества - фламандская школа.





Collapse )