Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Шостакович, Долматовский и окрыляющий гений

Оратория Дмитрия Шостаковича "Песнь о лесах" на стихи Евгения Долматовского, посвященная вождю народов, была написана в 1949 году и стала эталоном музыкального соцреализма.




Collapse )

Путем футуризма - к барокко

Collapse )

Сильная сторона нового ренессанса проявилась не столько в следовании античному канону красоты, сколько в сочетании традиции и инновации, наподобие того как мастера барокко сочетали достижения ренессанса и средневековья, сплавляя традиции востока и запада. Так новая советская классика стала выражением всеобъемлющих амбиций Третьего Интернационала. Теперь вместо отказа от идентичности во имя общего единства предлагается сплав всех идентичностей воедино, а вместо сброса исторического наследия с парохода современности - создание универсального сплава культур всех времен и народов.

В 1934 году в конкурсе побеждает проект А. В. Щусева.




Collapse )

Демон

Из снежных тающих смерчей,
Средь серых каменных строений,
В туманный сумрак, в блеск свечей
Мой безымянный брат, мой гений

Сходил во сне и наяву,
Колеблемый вечными мглами;
Он грустно осенял главу
Мне тихоструйными крылами.

Возникнувши над бегом дней,
Извечные будил сомненья
Он зыбкою игрой теней,
Улыбкою разуверенья.

Бывало: подневольный злу
Незримые будил рыданья, -
Гонимые в глухую мглу
Невыразимые страданья.

Бродя, бывало, в полусне,
В тумане городском, меж зданий, -
Я видел с мукою ко мне
Его протянутые длани,

Мрачнеющие тени вежд,
Безвластные души порывы.
Атласные клоки одежд,
Их веющие в ночь извивы...

С годами в сумрак отошло,
Как вдохновенье, как безумье, -
Безрогое его чело
И строгое его раздумье.


Андрей Белый
Март 1908
Москва


Collapse )

София Римская

Церковь Сант-Иво-алла-Сапиенца, построенная Борромини в 1642-1660 гг. при Римском университете, напоминает Софию Константинопольскую не только названием и прогрессивностью новаторского архитектурного решения, но и символикой архитектурных форм - прежде всего, планом в виде печати Соломона, наследником которого провозгласил себя строитель Софии император Юстиниан, также образно присутствующий в посвящении церкви святому Иво - небесному покровителю расположенного здесь юридического факультета и юриспруденции вообще - поскольку именно Юстиниан заложил основы европейской законодательной системы.

Премудрость Соломонова - по-гречески София, а по-латински Сапиенциа - богословски трактовалась как тайное имя Христа, поэтому освящение во имя Премудрости главного христианского храма означало притязание не только на номинальную преемственность по отношению к Израилю, но и на всю полноту богопознания, заложенную в каббалистической науке. Когда после падения Византии встал вопрос о способности западного мира присвоить познание эстетической тайны и перенять первенство в общечеловеческом стремлении к высшим идеалам, гуманисты ренессанса, а затем и их преемники иезуиты-иллюминаты старались не отставать от своих греческих учителей, материализуя идеалы в произведениях искусства.

Творческие поиски мастеров ренессанса, движимые мечтой о идеальном здании, сочетающем функциональность базилики с эстетическими достоинствами центрического пространства, казалось, были лишены последних надежд после того, как к уже почти завершенному по проекту Микеланджело собору Святого Петра был пристроен неф, фактически вернувший центрическое здание к традиционной базиликальной схеме и лишивший композицию всякой целостности. Однако Карло Мадерна, построив этот печально известный неф и разрушив прекрасную иллюзию, в то же время дал миру новую надежду в виде своего ученика Франческо Борромини, который, рассматривая проблемы ренессанса с позиций высокого барокко, представил принципиально новые решения в ряде построенных им небольших центрических по структуре римских церквей.

Отказавшись от принятой ренессансом упрощенной геометрии поздневизантийского крестово-купольного четырехстолпного храма, Борромини обращается к эстетике юстиниановской эпохи со свойственными ей сложными комбинацями экседр, конх, подпружных арок и пандативов в сочетании с геометрическими построениями из арабских трактатов и геометрической символикой каббалистической мистики. Этот прорыв в сторону барочной геометрии позволил найти решения таких проблем центрической планировки как выделение главной оси, дифференциация входной и алтарной зон, поддержание направленности движения, объединение лонгитудинального и латитудинального пространств. Мотив звезды приобретает значение не только в объемно-пространственной структуре, но и в декоративном убранстве, появляясь в скульптурных рельефах и орнаментах в качестве символа духовного озарения и вещественного света как пограничного состояния между материальным и нематериальным миром и эманационного перехода от одного к другому.

Таким образом, Борромини повторил то, что тысячелетием ранее сделали византийцы, но в ином масштабе и стилистике. И в отличие от Айя-Софии, которая стала в свое время выражением исканий и достижений всей византийской культуры, заняв центральное место в структуре города и в литургической жизни, Сант-Иво осталась маргинальным шедевром гения-одиночки с символикой понятной лишь узкому кругу посвященных.









Collapse )

Октябрь по Эйзенштейну

Киношедевр, снятый к 10-летию Октября, был неоднозначно встречен в стране советов по причине внутрипартийной борьбы, изменившей отношение к многим действующим лицам. Фильм был перемонтирован, но в 1933 году снят с проката и вернулся на экран только к 50-летнему юбилею революции, переложенный на музыку Шостаковича.




Collapse )

Ренессансная полифония инков

Церковные гимны, написанные новообращенными инками на языке кечуа были опубликованы в 1631 году в собрании миссионера-францисканца Хуана Боканегры, известного ревнителя традиционной индейской культуры, отстаивавшего право инков иметь Евангелие и совершать богослужение на собственном языке, тогда как в самой Европе переводы латинских текстов не допускались.




Текст на кечуа:

Hanacpachap cussicuinin,
Huaran cacta muchas caiqui.
Yupairuru pucocmallqui,
Runa cunap suyacuinin.
Callpannacpa quemicuinin,
Huaciascaita.

Uyarihuai muchascaita
Diospa rampan Diospamaman
Yurac tocto hamancaiman
Yupascalla, collpascaita
Huahuaiquiman suyuscaita
Ricuchillai.

Collapse )

Базилика Богоматери Милосердия в Лиме

Древнейший монастырь Лимы был основан на этом месте в 1534 году, за год до основания самого города. Здание базилики Богоматери Милосердия (Nuestra Señora de la Merced) было построено в 1591 году и стало одним из первых образцов новой архитектуры, отражающей всю самобытность и гениальность складывающегося перуанского барокко. Внутренне пространство перестраивалось после землетрясений и относится, в основном, к концу 18-го века.

Merced (42).JPG



Merced (51).JPG


Collapse )

Источник света

Collapse )

И вы, далекие потомки,
когда оглянетесь назад,
поймете ль, жмурясь от сполоха,
пронзающего толщу тьмы,
что это светит та эпоха,
которую творили мы.
Что это бьет источник света
из сердца каждого из нас,
откуда первая ракета
взлетела в космос в первый раз.


М. Алигер, 1960