a_pollaiolo


Архитектурное Излишество


Previous Entry Share Next Entry
Последователи Перголези
a_pollaiolo
Насколько велико было влияние инновационной музыки Stabat Mater Перголези, написанной в 1736 году, можно судить по произведениям композиторов неаполитанской школы, на протяжении всего 18 века следовавших образцу, оставшемуся непревзойденным.



Джироламо Абос (Авосса) - неаполитанский композитор мальтийского происхождения, написавший Stabat Mater в 1750 г.





Джованни Брунетти пишет Stabat Mater в 1764 г.




Stabat Mater Феделе Фенароли написана в 1775 г.




Паскуале Кафаро пишет Stabat Mater в 1784 г.




Stabat Mater Томмазо Траэтты написана незадолго до его отъезда в Россию по приглашению Екатерины Второй в 1767 г.



  • 1
ну! только почему же начинать с Перголези? Перголези сделал честный remake Stabat Mater Алессандро Скарлатти. Для такого же состава и для тех же заказчиков.

Была у меня мысль сделать отдельный пост о предшественниках Перголези. Там даже испанские корешки прослеживаются, например, Stabat Mater Ринкона де Асторга. Может, доберусь потом. Что касается данной подборки, здесь я следовал принципу наличия прямых заимствований и цитат из Перголези. Мне так видится, что сам он напрямую Скарлатти не цитировал, а как-то творчески переосмыслял, чем и обозначил новую веху.

ну, нет: Перголези всю структуру заимствовал, состав, характер номеров, и прямые цитаты - например, часть, где альт поет под синкопы без сильных долей у инструментов. Так что это просто прямое происхождение, а никакие не корешки и сходство.
Перголези упростил, и, убавив сложность, добавил благозвучия. Скарлатти-то сложноват для широкой публики.
Как американский remake европейского фильма.

Насчет упрощения, тут спорить сложно. В том-то и видят заслугу Перголези, что он предвосхитил переход от барокко к эстетике неоклассицизма. И здесь нам следовало бы согласиться с Вами, маэстро, и противостать буржуазным вкусам. Тем не менее, позволю заметить, что помимо технической сложности есть еще один аспект барокко, который был пренебрегаем классицистами, но успешно унаследован искусством романтизма - это экспрессионизм. И здесь, мне думается, надо признать, что Перголези пошел дальше других, оставаясь композитором барокко.

я совсем не думал обсуждать "кто хуже, а кто лучше" - ровно так же как и проще-сложнее не значит хуже-лучше. Это, мне кажется, не имеющие смысла вопросы, когда речь идет о таких мастерах.
Я лишь решительно возражаю против того, чтобы ставить Перголези в качестве отправной точки такого стиля Stabat Mater - поскольку такая твердая отправная точка была на самом деле (не в виде туманных предшественников), и этой точкой был Stabat Mater Alessandro Scarlatti. Кстати, и несколько Salve Regina Scarlatti Перголези тоже брал за основу.

Что касается перехода к классицизму, то, насколько я понимаю, опять-таки дело не в Перголези, а, скорее, вообще в неаполитанской школе. Например Леонардо Лео, который на 16 лет моложе Перголези, или духовная музыка Дуранте (современник Вивальди), которая близка к духовной музыке Гайдна и Моцарта. А мы обычно принимаем за стандартную точку отсчета итальянского "барокко" Венецианскую или Римскую школы - Вивальди, Корелли. Причины, возможно, политические - Габсбурги: Пиренеи, Неаполь, Австрия.

Согласен, было бы некорректно сравнивать великих, говоря о превосходстве тех или иных. Но мы вправе судить о прогрессивности тех или иных явлений, определивших развитие культуры. Причем инновация далеко не всегда тождественна прогрессу, как в случае с классицизмом, который при всей внешней новизне обнаружил утрату полнозвучия барокко. И это, разумеется, не то, что я нахожу ценным в инновациях Перголези и его современников. Главное, как я уже упомянул - наблюдаемое здесь зарождение романтизма, концепция которого вписывается в эстетику позднего барокко и могла бы рассматриваться как следующая ступень последовательного развития, если бы не проявившиеся впоследствии сковывающие аспекты классицизма, а позднее - эклектики.

Вам виднее, маэстро, наверное, Скарлатти внес наибольший вклад в создание данного жанра. Так с этим я и не собирался спорить. Проблема в том, что при написании данной записи у меня не возникало сомнений, что представленные композиторы ориентировались именно на Перголези, а не на Скарлатти. Во всяком случае, я не услышал здесь Скарлатти столь ярко выраженно. Надо полагать, его произведение к середине 18 века уже не исполнялось и потому не могло иметь прямого влияния. Что, разумеется, не имеет отношения к оценке достижений.

Если вопрос в том, чтобы отдать должное Скарлатти, хочу напомнить, что я его не обошел вниманием в своих прежних изысканиях: http://a-pollaiolo.livejournal.com/61686.html

  • 1
?

Log in